Автор |
Степанов Р.И. |
Название статьи |
Отбор содержания учебного материала для подготовки сотрудников полиции к взаимодействию с глухими людьми |
Название рубрики |
Раздел 12. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов |
Номер, год |
3 (41) 2017 |
Реферат |
Статья адресована преподавателям образовательных организаций МВД России, осуществляющим процесс обучения русскому жестовому языку сотрудников полиции, входящих в состав подразделений дежурных частей, участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовой службы, по обеспечению безопасности дорожного движения и уголовного розыска. Обосновываются научные аспекты отбора содержания учебного материала, необходимого для формирования у обучающихся представления о правовых, нравственных, этических, психологических и социальных компонентах взаимодействия с глухими людьми. Обобщаются сведения об особенностях общения глухих людей с другими членами общества. В результате анализа основных проблем, возникающих при взаимодействии глухих с представителями правоохранительных органов, сформулированы рекомендации, необходимые для использования в процессе обучения сотрудников полиции русскому жестовому языку. |
Ключевые слова |
сотрудники полиции; инвалиды по слуху; русский жестовый язык; сурдоперевод; содержание учебного материала; психологические особенности; взаимодействие. |
Библиографический список |
1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с. 2. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. 354 с. 3. Харламенков А.Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи // Научные труды Института непрерывного образования. 2014. N 3. С. 44-49. 4. Кошелева Е.А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. N 2 (3). С. 672-676. 5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 224 с. 6. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 304 с. 7. Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебник. СПб.: Лань, 2003. 656 с. 8. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими людьми дошкольного возраста // Дефектология. 1985. N 5. С. 63-67. 9. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. 1989. N 6. С. 61-65. 10. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2009. 464 с. 11. Алексеев А.И., Юлин Б.А. Преступность среди глухих и меры по ее предупреждению // Дефектология. 1989. N 6. С. 18-25. 12. Юлин Б.А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений среди глухих: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 21 с. |
Author |
STEPANOV R.I. |
Title of article |
SELECTION OF THE CONTENT OF LEARNING MATERIALS FOR TRAINING POLICE OFFICERS TO INTERACT WITH DEAF PEOPLE |
Section |
Section 12. Personnel, moral and psychological support of law enforcement agencies activities |
Issue, year |
3 (41) 2017 |
Abstract |
The article is addressed to the teachers of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, carrying out the Russian sign language training of police officers. The categories of law enforcement officers studying Russian sign language are the following: control units (dispatch centers) officers, divisional inspectors, patrol officers, traffic inspectors, operatives of the criminal investigation departments. The scientific aspects of the selection of the content of learning materials, necessary for the formation of the trainees’ understanding of the legal, moral, ethical, psychological and social components of interaction with deaf people, are substantiated. The information about the peculiarities of communication of deaf people with other members of society is summarized. As a result of the analysis of the main problems arising during the interaction of deaf people with law enforcement officers, the recommendations that are necessary for the use in the process of the Russian sign language training of police officers are formulated. |
Keywords |
police officers; people with hearing disabilities; Russian sign language; sign language translation; content of learning materials; psychological characteristics; interaction. |