О ЦЕЛЯХ И ФУНКЦИЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Автором статьи исследуется механизм обеспечения национальной безопасности, определяются его структурные элементы, в том числе институциональная составляющая. Обосновывается отсутствие тождества между механизмом обеспечения национальной безопасности, механизмом правового регулирования и механизмом государства. Исходя из концепции юридической ответственности как целостного правового явления, включающего позитивный и негативный аспекты реализации, определяются регулятивная, превентивная, карательная, восстановительная и воспитательная функции юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности, а также соответствующие им цели. Особое внимание уделяется регулятивной функции юридической ответственности, как первичной по отношению к другим функциям, которая направлена на развитие динамики и эффективное действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом. Обосновывается, что специфика функций юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности заключается в том, что они в основном направлены внутрь данного механизма и обеспечивают нормальное действие других его элементов, а внешнее воздействие на иные общественные отношения происходит опосредованно через действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом.
09.04.2023
Криминалистическая классификация способов противодействия расследованию высокотехнологичных преступлений
В статье раскрыта проблема противодействия расследованию высокотехнологичных преступлений. Представлена криминалистическая классификация способов этого противодействия. При построении классификационной схемы в качестве классифицирующего признака предложено использовать объект воздействия при противодействии расследованию. Описана классификационная схема, в основу которой положено разделение способов противодействия на три группы. К первой отнесены способы, направленные на криминалистически значимые источники информации о преступлении, подразделяющиеся, в свою очередь, на материальные и личностные источники. Во вторую группу включены способы противодействия, направленные на субъектов расследования конкретного преступления и иных связанных с этим расследованием лиц. Третья группа объединяет способы противодействия, направленные на условия процесса расследования. Для каждой группы приведены конкретизирующие ее на более низком иерархическом уровне классификации подгруппы способов противодействия расследованию. Описаны наиболее типичные приемы противодействия для случаев высокотехнологичных преступлений. Проведенная криминалистическая классификация может применяться сотрудниками правоохранительных органов для более эффективной нейтрализации противодействия расследованию преступлений.
07.04.2023
Правовая основа обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке детей в возрасте до 12 лет
В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности перевозок детей в контексте современного регулирования данной деятельности. Определено, что правовая основа в области перевозок детей в возрасте до 12 лет включает общие нормы, закрепленные в Правилах дорожного движения Российской Федерации, а также специальные требования к организованным групповым перевозкам детей автобусами. Дана характеристика основных требований в этой сфере, проанализированы проблемы их регламентации и обеспечения безопасности дорожного движения. Особое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозок детей. Автором сформулированы предложения по повышению безопасности перевозок детей в возрасте до 12 лет, подчеркнута необходимость дальнейшего использования программно-целевого метода в области обеспечения безопасности дорожного движения.
15.02.2023
С 8 февраля 2023 г. журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (№ 2772 в Перечне), по следующим научным специальностям:
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки;
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки;
5.1.4. Уголовно-правовые науки.
14.02.2023
В соответствии с утвержденным 20 октября 2022 г. рабочей группой ВАК при Минобрнауки России Распределением журналов, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, по категориям журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика» отнесен к первой категории рецензируемых научных изданий (К1 № 2571).
16.01.2023
Формирование конституционно-правовой модели единой системы публичной власти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
В статье рассматривается современная модель единой системы публичной власти через призму ее формирования в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Выдвигается предположение о том, что появление в практике высшего органа конституционного контроля интегративной по отношению к органам государственной власти и органам местного самоуправления конструкции публичной власти было вызвано заложенным в Конституции Российской Федерации противоречием между ними. Любые прямые способы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления ставят под сомнение конституционную независимость последних, тогда как объединение их в рамках единой системы публичной власти образует теоретически сбалансированную модель совместной деятельности. Аргументируется тезис о том, что современная конституционно-правовая модель единой системы публичной власти, закрепленная поправкой к Конституции Российской Федерации 2020 года, основывается на выработанных с 1997 года Конституционным Судом Российской Федерации правовых позициях и принципах. Описывается тенденция дальнейшего конституционно-правового развития Российского государства в русле концепции единой системы публичной власти, частным проявлением которой рассматривается создание принципиально нового вида органов власти – органов публичной власти федеральной территории.
11.01.2023
Возвращаясь к вопросу об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения
В статье продолжается дискуссия о наличии признака общественной опасности в содержании административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. В частности, обосновывается, что одни административные правонарушения являются общественно опасными, в то время как другие лишены данного признака, их следует характеризовать как общественно вредные. Проведенное исследование базируется на опубликованных ранее работах авторов, посвященных проблематике административных правонарушений в области дорожного движения и вопросам общественной безопасности, составной частью которой выступает безопасность дорожного движения. По результатам анализа представленных в научной литературе точек зрения по изучаемому вопросу, а также содержания статей, включенных в главу 12 КоАП РФ, предложены новые аргументы в подтверждение авторской позиции о наличии общественной опасности в содержании административных правонарушений в сфере дорожного движения.
03.10.2022
Проблемы исполнения сотрудниками органов внутренних дел административного ареста
Научная статья посвящена наиболее актуальным проблемам назначения административного ареста судьей, а также исполнения наказания сотрудниками органов внутренних дел. Обосновывается недопустимость исключения административного ареста из системы административных наказаний и необходимость разработки в связи с этим на законодательном уровне мер по повышению эффективности данного вида наказания. С этой целью автором предлагается внести в статью 3.3 КоАП РФ изменения, которые позволят назначать административный арест вместе с административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка взаимодействия органов внутренних дел и судов по вопросам рассмотрения административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид наказания, как административный арест.
01.10.2022
Уголовная ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ)
В статье осуществляется анализ статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за такой вид экстремистской деятельности, как нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Производится сравнение нормы, предусмотренной статьей 280.2 УК РФ, со схожей нормой Конституции Российской Федерации (часть 2.1 статьи 67), а также со смежными уголовно-правовыми нормами, предусмотренными статьями 278, 279, 280.1, 323 уголовного закона. Автор выделяет две формы анализируемого преступления, каждая из них имеет свои признаки и свою конструкцию состава преступления. Представлено авторское толкование признаков состава нарушения территориальной целостности Российской Федерации, включая разъяснение таких терминов, как «делимитация», «демаркация» и «редемаркация». Обозначено несовпадение текста исследуемой нормы с ее действительным смыслом. Автор акцентирует внимание на отсутствии дифференциации ответственности за данное преступление в зависимости от его форм и предлагает собственный вариант решения проблемы. В статье также даны рекомендации по квалификации рассматриваемого преступления.
16.06.2022
Проблемы исполнения сотрудниками органов внутренних дел административного ареста
Научная статья посвящена наиболее актуальным проблемам назначения административного ареста судьей, а также исполнения наказания сотрудниками органов внутренних дел. Обосновывается недопустимость исключения административного ареста из системы административных наказаний и необходимость разработки в связи с этим на законодательном уровне мер по повышению эффективности данного вида наказания. С этой целью автором предлагается внести в статью 3.3 КоАП РФ изменения, которые позволят назначать административный арест вместе с административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка взаимодействия органов внутренних дел и судов по вопросам рассмотрения административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид наказания, как административный арест.
15.06.2022
Уголовная ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ)
В статье осуществляется анализ статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за такой вид экстремистской деятельности, как нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Производится сравнение нормы, предусмотренной статьей 280.2 УК РФ, со схожей нормой Конституции Российской Федерации (часть 2.1 статьи 67), а также со смежными уголовно-правовыми нормами, предусмотренными статьями 278, 279, 280.1, 323 уголовного закона. Автор выделяет две формы анализируемого преступления, каждая из них имеет свои признаки и свою конструкцию состава преступления. Представлено авторское толкование признаков состава нарушения территориальной целостности Российской Федерации, включая разъяснение таких терминов, как «делимитация», «демаркация» и «редемаркация». Обозначено несовпадение текста исследуемой нормы с ее действительным смыслом. Автор акцентирует внимание на отсутствии дифференциации ответственности за данное преступление в зависимости от его форм и предлагает собственный вариант решения проблемы. В статье также даны рекомендации по квалификации рассматриваемого преступления
10.01.22
Причины снижения эффективности административного наказания
Несмотря на множество вынесенных постановлений об административных
наказаниях, количество соответствующих правонарушений продолжает расти. В статье на основе анализа действующего законодательства устанавливаются причины низкой эффективности административного наказания. Обосновывается, что включение в КоАП РФ норм, позволяющих сокращать объем реализации стадий производства по делам об административных правонарушениях, уже сегодня ведет к их полной функциональной нейтрализации по отдельным видам административных проступков. Сохранение таких тенденций может привести к полному отказу от взаимодействия между правоохранительными органами и административными делинквентами, к замене достаточно трудоемкой функции наложения административного наказания на обязательные сборы. Сделан вывод о том, что в этом случае будут существенно разгружены правоохранительные органы, однако станет невозможным осуществление прямой профилактической функции в отношении правонарушителей.
09.01.22
О философско-правовых притязаниях теории уголовного процесса на общую теоретико-методологическую основу научной специальности 5.1.4 – Уголовно-правовые науки
Актуальность темы вызвана созданием юридической специальности 5.1.4. Объективная же причина пересмотра теоретико-методологических оснований наук криминального цикла состоит в преобразовании цифровой революцией государства и права. Прежний позитивистский тип правопонимания уже недостаточен при выходе за рамки отраслевых наук. Разработанная нижегородской школой правовых исследований концепция предлагает новаторское решение проблемы создания общей теоретико-методологической, философско-правовой основы новой, междисциплинарной уголовно-правовой науки. В статье изложены основы авторской концепции относительно уголовного права и уголовного процесса. При этом деконструкции подверглись концепты классической уголовно-правовой доктрины, которые консервируют догматический, узкоотраслевой подход к пониманию правовых феноменов. Сделаны выводы о том, что правовая философия науки 5.1.4 должна строиться на постулате о ведущем значении процесса в создании как самого уголовно-правового средства воздействия, так и основания его применения. В свете процессуального детерминизма подлежат осмыслению и объяснению общие концепты уголовно-правовых наук. Процессуальный нигилизм недопустим не только в теоретико-философских построениях, но и на уровне уголовной политики, стратегии правового строительства организации защиты населения, государства, бизнеса от преступлений.
04.10.2021
НОВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
Статья посвящена исследованию программно-целевого подхода как принципа обеспечения безопасности дорожного движения. Определено содержание данного подхода, изучен опыт реализации федеральных целевых программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Автором обоснована необходимость разработки новой федеральной программы повышения безопасности дорожного движения, даны рекомендации относительно цели, задач и основных направлений ее реализации. При формулировании задач новой программы предлагается учитывать специфику сферы дорожного движения, которое представляется социотехнической системой, включающей в себя комплекс взаимосвязанных элементов и подсистем. Выделены следующие направления обеспечения безопасности дорожного движения, заслуживающие особого внимания: улучшение дорог и дорожной инфраструктуры; совершенствование административно-правовых санкций за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации; модернизация системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, совершенствование нормативной правовой базы.
01.10.2021
О НОРМАХ, ПРАВООТНОШЕНИЯХ И АКТАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье исследуются специализированные нормы и правоотношения юридической ответственности, направленные на обеспечение национальной безопасности. Раскрываются критерии, являющиеся основой для выделения норм и правоотношений, объектом которых выступает национальная безопасность. Особое внимание уделяется регулятивному блоку механизма правового регулирования и общерегулятивным правоотношениям, в системе которых выделяются отношения, обеспечивающие национальную безопасность. Показано, как общерегулятивные правоотношения выступают в качестве оснований возникновения для конкретных отношений соответствующего вида. В представленном исследовании решаются и прикладные задачи, направленные на совершенствование действующего законодательства. В частности, рассматриваются декларации юридической ответственности, а также уделяется внимание недостаткам новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
15.07.10
ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
В статье на основе проведенного теоретического анализа с учетом существующей правоприменительной (в том числе судебной) практики выявлены недостатки законодательной регламентации получения объяснения, влекущие нарушение прав опрашиваемых лиц, а также препятствующие дальнейшему использованию полученных сведений в качестве доказательств по уголовному делу. Авторы приходят к выводу о том, что процессуальный порядок получения объяснения должен соответствовать порядку производства допроса, за исключением распространения на него положений статей 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также возможности применения принуждения. В статье приведены предложения по изменению действующего законодательства, даны рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики. Определены направления для дальнейшего изучения вопросов, связанных с получением объяснений в ходе проверки сообщения о преступлении.
10.07.2021
ОБОСНОВАННОСТЬ И МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБОГО ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Статья посвящена анализу содержания положений главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в контексте обоснованности и мотивированности решений о применении установленных ею процедур. Выявлены некоторые их недостатки: во-первых, положения части 3 статьи 317.1 кодекса, наделяющие следователя полномочиями, превышающими его процессуальный статус; во-вторых, содержание досудебного соглашения о сотрудничестве, отраженное в статье 317.3, которое должно предполагать предъявление обвинения до его заключения; в-третьих, отсутствие в перечне оснований принятия судом решения о рассмотрении дела в особом порядке ходатайства обвиняемого, выражающего согласие на такой порядок. Делается вывод о том, что применение главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представляет собой сочетание двух самостоятельных процедур: 1) согласие сторон обвинения и защиты на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве и
2) обоюдное согласие сторон на применение особого порядка судебного разбирательства. Каждая из процедур, по мнению авторов, должна предполагать вынесение уполномоченным лицом самостоятельных процессуальных актов.
02.04.2021
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Основу статьи составили материалы доклада, подготовленного для участия
в международной научно-практической конференции «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика», проходившей в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России 27 ноября 2020 г. Автором анализируются проблемы современного досудебного производства, неразрешенность которых привела к значительному снижению эффективности деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, судебного разбирательства по уголовным делам. Рассматриваются процессуальные институты возбуждения уголовного дела, разумного срока уголовного судопроизводства, предъявления обвинения, дознания в сокращенной форме и ряд других, вносятся предложения по их реорганизации. Одновременно отмечается, что этому в значительной мере препятствует забюрократизированность и заформализованность в целом уголовного судопроизводства. Оцениваются и иные предложения по совершенствованию досудебного расследования.
29.03.2021
ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ
СОТРУДНИКАМИ ОХРАННО-КОНВОЙНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ В СОСТОЯНИИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ В СЛУЧАЕ
ПРИЧИНЕНИЯ НАПАДАВШЕМУ ЛИЦУ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЛИБО СМЕРТИ
Авторами статьи проанализированы вопросы соотношения административно-правовых норм, регламентирующих применение сотрудниками охранно-конвойных подразделений полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и уголовно-правовой нормы о необходимой обороне в случае причинения нападавшему лицу вреда здоровью либо смерти. Резюмируется, что сотрудник охранно-конвойного подразделения полиции, оказавшись в ситуации риска для собственной жизни и здоровья, имеет не только право на необходимую оборону, но и обязанность причинить вынужденный вред посягающему лицу с учетом строгого соблюдения условий правомерности необходимой обороны (бездействие сотрудника полиции, выразившееся в неприменении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, когда их применение было необходимо для выполнения служебного долга, в результате чего наносится ущерб интересам государства, общества или личности гражданина, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством) Обозначены юридические последствия правомерной необходимой обороны и превышения ее пределов в деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.
04.10.2020
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Статья посвящена анализу динамично развивающегося процесса – цифровизации. Любая сфера функционирования государства и общества так или иначе связана с вопросами использования информационно-коммуникационных технологий. С их развитием появляются не только новые возможности, но и угрозы для демократии и прав человека, затрагиваются сами основы человеческого бытия в обществе. Формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, влияния. Исследование строилось на основе обобщения и системного анализа научных работ, а также нормативной правовой базы. Новизна и практическая значимость статьи состоят в попытке автора обосновать роль и значение цифровизации, рассмотрев ее положительные и отрицательные стороны.
02.10.2020
О ЦЕЛЯХ И ФУНКЦИЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Автором статьи исследуется механизм обеспечения национальной безопасности, определяются его структурные элементы, в том числе институциональная составляющая. Обосновывается отсутствие тождества между механизмом обеспечения национальной безопасности, механизмом правового регулирования и механизмом государства. Исходя из концепции юридической ответственности как целостного правового явления, включающего позитивный и негативный аспекты реализации, определяются регулятивная, превентивная, карательная, восстановительная и воспитательная функции юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности, а также соответствующие им цели. Особое внимание уделяется регулятивной функции юридической ответственности, как первичной по отношению к другим функциям, которая направлена на развитие динамики и эффективное действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом. Обосновывается, что специфика функций юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности заключается в том, что они в основном направлены внутрь данного механизма и обеспечивают нормальное действие других его элементов, а внешнее воздействие на иные общественные отношения происходит опосредованно через действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом.