«ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО»: ДУХОВНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Рассматривается проблема духовных оснований террористических искажений ислама, выражающихся в лозунге «Исламского государства». Последовательно рассмотрены четыре темы: взаимоотношения духовной и государственной власти в рамках ислама; понимание исламом сути, содержания и смысла религиозной жизни; отношение ислама к другим религиозным традициям; взаимоотношения различных версий ислама в связи с темой «истинного ислама». Государство понимается исламом как неотъемлемое продолжение религии. Нормы религиозной жизни, сформулированные в Коране и Сунне, предполагают, что большую часть общества составляют мусульмане, и нормами ислама внешне регулируются все сферы жизни не только мусульман, но и немусульманской части общества.
Духовная жизнь понимается исламом как соблюдение Закона, данного свыше, а искренность веры измеряется тщательностью исполнения всего, что предписано. Ислам проводит резкую черту между язычеством и неисламскими формами единобожия (христианство и иудаизм), которые могут иметь законный статус в рамках «Исламского государства». Важнейшую роль в практике ислама играет истолкование текстов и норм. Наряду с традиционными правовыми школами в исламе давно возникают и развиваются экстремистские толкования веры, приводящие к созданию террористических организаций, претендующих уже на государственный статус. Осудить такие толкования с религиозных позиций невозможно, поскольку в исламе отсутствует понятие «ереси». Предложены формулировки богословско-правовых определений, осуждающих терроризм с религиозных позиций и устанавливающих по отношению к террористам и идеологам терроризма религиозные санкции, принятие которых в исламе могло бы стать действенным средством противодействия террористической угрозе.
Полный текст статьи читайте в номере 1 (35) 2016