16.06.2022

Проблемы исполнения сотрудниками органов внутренних дел административного ареста

Научная статья посвящена наиболее актуальным проблемам назначения административного ареста судьей, а также исполнения наказания сотрудниками органов внутренних дел. Обосновывается недопустимость исключения административного ареста из системы административных наказаний и необходимость разработки в связи с этим на законодательном уровне мер по повышению эффективности данного вида наказания. С этой целью автором предлагается внести в статью 3.3 КоАП РФ изменения, которые позволят назначать административный арест вместе с административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка взаимодействия органов внутренних дел и судов по вопросам рассмотрения административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид наказания, как административный арест.

15.06.2022

Уголовная ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ)

 В статье осуществляется анализ статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за такой вид экстремистской деятельности, как нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Производится сравнение нормы, предусмотренной статьей 280.2 УК РФ, со схожей нормой Конституции Российской Федерации (часть 2.1 статьи 67), а также со смежными уголовно-правовыми нормами, предусмотренными статьями 278, 279, 280.1, 323 уголовного закона. Автор выделяет две формы анализируемого преступления, каждая из них имеет свои признаки и свою конструкцию состава преступления. Представлено авторское толкование признаков состава нарушения территориальной целостности Российской Федерации, включая разъяснение таких терминов, как «делимитация», «демаркация» и «редемаркация». Обозначено несовпадение текста исследуемой нормы с ее действительным смыслом. Автор акцентирует внимание на отсутствии дифференциации ответственности за данное преступление в зависимости от его форм и предлагает собственный вариант решения проблемы. В статье также даны рекомендации по квалификации рассматриваемого преступления

10.01.22

Причины снижения эффективности административного наказания

Несмотря на множество вынесенных постановлений об административных
наказаниях, количество соответствующих правонарушений продолжает расти. В статье на основе анализа действующего законодательства устанавливаются причины низкой эффективности административного наказания. Обосновывается, что включение в КоАП РФ норм, позволяющих сокращать объем реализации стадий производства по делам об административных правонарушениях, уже сегодня ведет к их полной функциональной нейтрализации по отдельным видам административных проступков. Сохранение таких тенденций может привести к полному отказу от взаимодействия между правоохранительными органами и административными делинквентами, к замене достаточно трудоемкой функции наложения административного наказания на обязательные сборы. Сделан вывод о том, что в этом случае будут существенно разгружены правоохранительные органы, однако станет невозможным осуществление прямой профилактической функции в отношении правонарушителей.

09.01.22

О философско-правовых притязаниях теории уголовного процесса на общую теоретико-методологическую основу научной специальности 5.1.4 – Уголовно-правовые науки

 

Актуальность темы вызвана созданием юридической специальности 5.1.4. Объективная же причина пересмотра теоретико-методологических оснований наук криминального цикла состоит в преобразовании цифровой революцией государства и права. Прежний позитивистский тип правопонимания уже недостаточен при выходе за рамки отраслевых наук. Разработанная нижегородской школой правовых исследований концепция предлагает новаторское решение проблемы создания общей теоретико-методологической, философско-правовой основы новой, междисциплинарной уголовно-правовой науки. В статье изложены основы авторской концепции относительно уголовного права и уголовного процесса. При этом деконструкции подверглись концепты классической уголовно-правовой доктрины, которые консервируют догматический, узкоотраслевой подход к пониманию правовых феноменов. Сделаны выводы о том, что правовая философия науки 5.1.4 должна строиться на постулате о ведущем значении процесса в создании как самого уголовно-правового средства воздействия, так и основания его применения. В свете процессуального детерминизма подлежат осмыслению и объяснению общие концепты уголовно-правовых наук. Процессуальный нигилизм недопустим не только в теоретико-философских построениях, но и на уровне уголовной политики, стратегии правового строительства организации защиты населения, государства, бизнеса от преступлений.

04.10.2021

НОВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Статья посвящена исследованию программно-целевого подхода как принципа обеспечения безопасности дорожного движения. Определено содержание данного подхода, изучен опыт реализации федеральных целевых программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Автором обоснована необходимость разработки новой федеральной программы повышения безопасности дорожного движения, даны рекомендации относительно цели, задач и основных направлений ее реализации. При формулировании задач новой программы предлагается учитывать специфику сферы дорожного движения, которое представляется социотехнической системой, включающей в себя комплекс взаимосвязанных элементов и подсистем. Выделены следующие направления обеспечения безопасности дорожного движения, заслуживающие особого внимания: улучшение дорог и дорожной инфраструктуры; совершенствование административно-правовых санкций за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации; модернизация системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, совершенствование нормативной правовой базы.

01.10.2021

О НОРМАХ, ПРАВООТНОШЕНИЯХ И АКТАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

 В статье исследуются специализированные нормы и правоотношения юридической ответственности, направленные на обеспечение национальной безопасности. Раскрываются критерии, являющиеся основой для выделения норм и правоотношений, объектом которых выступает национальная безопасность. Особое внимание уделяется регулятивному блоку механизма правового регулирования и общерегулятивным правоотношениям, в системе которых выделяются отношения, обеспечивающие национальную безопасность. Показано, как общерегулятивные правоотношения выступают в качестве оснований возникновения для конкретных отношений соответствующего вида. В представленном исследовании решаются и прикладные задачи, направленные на совершенствование действующего законодательства. В частности, рассматриваются декларации юридической ответственности, а также уделяется внимание недостаткам новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.


15.07.10

ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

В статье на основе проведенного теоретического анализа с учетом существующей правоприменительной (в том числе судебной) практики выявлены недостатки законодательной регламентации получения объяснения, влекущие нарушение прав опрашиваемых лиц, а также препятствующие дальнейшему использованию полученных сведений в качестве доказательств по уголовному делу. Авторы приходят к выводу о том, что процессуальный порядок получения объяснения должен соответствовать порядку производства допроса, за исключением распространения на него положений статей 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также возможности применения принуждения. В статье приведены предложения по изменению действующего законодательства, даны рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики. Определены направления для дальнейшего изучения вопросов, связанных с получением объяснений в ходе проверки сообщения о преступлении.

10.07.2021

ОБОСНОВАННОСТЬ И МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБОГО ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Статья посвящена анализу содержания положений главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в контексте обоснованности и мотивированности решений о применении установленных ею процедур. Выявлены некоторые их недостатки: во-первых, положения части 3 статьи 317.1 кодекса, наделяющие следователя полномочиями, превышающими его процессуальный статус; во-вторых, содержание досудебного соглашения о сотрудничестве, отраженное в статье 317.3, которое должно предполагать предъявление обвинения до его заключения; в-третьих, отсутствие в перечне оснований принятия судом решения о рассмотрении дела в особом порядке ходатайства обвиняемого, выражающего согласие на такой порядок. Делается вывод о том, что применение главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представляет собой сочетание двух самостоятельных процедур: 1) согласие сторон обвинения и защиты на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве и
2) обоюдное согласие сторон на применение особого порядка судебного разбирательства. Каждая из процедур, по мнению авторов, должна предполагать вынесение уполномоченным лицом самостоятельных процессуальных актов.

02.04.2021

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Основу статьи составили материалы доклада, подготовленного для участия
в международной научно-практической конференции «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика», проходившей в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России 27 ноября 2020 г. Автором анализируются проблемы современного досудебного производства, неразрешенность которых привела к значительному снижению эффективности деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, судебного разбирательства по уголовным делам. Рассматриваются процессуальные институты возбуждения уголовного дела, разумного срока уголовного судопроизводства, предъявления обвинения, дознания в сокращенной форме и ряд других, вносятся предложения по их реорганизации. Одновременно отмечается, что этому в значительной мере препятствует забюрократизированность и заформализованность в целом уголовного судопроизводства. Оцениваются и иные предложения по совершенствованию досудебного расследования.

29.03.2021

ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ
СОТРУДНИКАМИ ОХРАННО-КОНВОЙНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ В СОСТОЯНИИ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ В СЛУЧАЕ
ПРИЧИНЕНИЯ НАПАДАВШЕМУ ЛИЦУ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЛИБО СМЕРТИ

Авторами статьи проанализированы вопросы соотношения административно-правовых норм, регламентирующих применение сотрудниками охранно-конвойных подразделений полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и уголовно-правовой нормы о необходимой обороне в случае причинения нападавшему лицу вреда здоровью либо смерти. Резюмируется, что сотрудник охранно-конвойного подразделения полиции, оказавшись в ситуации риска для собственной жизни и здоровья, имеет не только право на необходимую оборону, но и обязанность причинить вынужденный вред посягающему лицу с учетом строгого соблюдения условий правомерности необходимой обороны (бездействие сотрудника полиции, выразившееся в неприменении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, когда их применение было необходимо для выполнения служебного долга, в результате чего наносится ущерб интересам государства, общества или личности гражданина, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством) Обозначены юридические последствия правомерной необходимой обороны и превышения ее пределов в деятельности сотрудников охранно-конвойных подразделений полиции.

04.10.2020

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Статья посвящена анализу динамично развивающегося процесса – цифровизации. Любая сфера функционирования государства и общества так или иначе связана с вопросами использования информационно-коммуникационных технологий. С их развитием появляются не только новые возможности, но и угрозы для демократии и прав человека, затрагиваются сами основы человеческого бытия в обществе. Формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, влияния. Исследование строилось на основе обобщения и системного анализа научных работ, а также нормативной правовой базы. Новизна и практическая значимость статьи состоят в попытке автора обосновать роль и значение цифровизации, рассмотрев ее положительные и отрицательные стороны.

02.10.2020

О ЦЕЛЯХ И ФУНКЦИЯХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Автором статьи исследуется механизм обеспечения национальной безопасности, определяются его структурные элементы, в том числе институциональная составляющая. Обосновывается отсутствие тождества между механизмом обеспечения национальной безопасности, механизмом правового регулирования и механизмом государства. Исходя из концепции юридической ответственности как целостного правового явления, включающего позитивный и негативный аспекты реализации, определяются регулятивная, превентивная, карательная, восстановительная и воспитательная функции юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности, а также соответствующие им цели. Особое внимание уделяется регулятивной функции юридической ответственности, как первичной по отношению к другим функциям, которая направлена на развитие динамики и эффективное действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом. Обосновывается, что специфика функций юридической ответственности в механизме обеспечения национальной безопасности заключается в том, что они в основном направлены внутрь данного механизма и обеспечивают нормальное действие других его элементов, а внешнее воздействие на иные общественные отношения происходит опосредованно через действие всего механизма обеспечения национальной безопасности в целом.

02.07.2020

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
С НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В статье рассмотрены теоретические вопросы обеспечения национальной безопасности, применяемых при этом методов. Акцент сделан на административной ответственности как виде юридической ответственности, которая в настоящее время получила широкое применение в ходе обеспечения национальной безопасности и отдельных ее видов. Относительная простота реализации, оперативность получения результатов провоцируют правоприменителей на необоснованное использование названного правоохранительного средства. В силу этого происходит трансформация административной ответственности в административную безответственность, это приводит к нарушению прав, ограничению свобод, возложению дополнительных обязанностей на граждан и юридических лиц, дистанцированию от создания правового государства и формирования гражданского общества. Ситуация усугубляется высокой динамикой законодательства об административных правонарушениях, бессистемным внесением в него изменений и дополнений как на федеральном, так и на региональном уровне. Делается аргументированный вывод, что стабильность и качество законодательного регулирования административной ответственности оказывают непосредственное влияние на ее применение, в ряде случаев приводят к ее трансформации в административную безответственность, которая негативно сказывается на обеспечении национальной безопасности. Автором сформулированы предложения по преодолению административной безответственности.

01.07.2020

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья направлена на исследование правовых категорий «правовая система»
и «юридическая ответственность» с анализом их взаимосвязи. Авторы рассматривают правовую систему с учетом основных подходов, существующих в юридической науке. Раскрываются основные признаки правовой системы и ее соотношение с правовой жизнью общества. Юридическая ответственность исследуется во взаимосвязи с позитивным и негативным аспектами ее проявления. Приводятся конкретные примеры мер конституционной ответственности в позитивном смысле этого слова. В завершение статьи делается вывод о том, что юридическая ответственность является важнейшим элементом всех компонентов правовой системы и основным инструментом поддержания высокого уровня законности и правопорядка в общественных отношениях.

01.10.2019

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПОРАЛЬНОГО ПРИЗНАКА ЮРИДИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ НЕВМЕНЯЕМОСТИ 

В статье предлагается определять невменяемость посредством медицинского, психологического и юридического (уголовно-правового) критериев. В качестве одного из признаков юридического критерия выделяется темпоральный признак, означающий совпадение во времени факта совершения общественно опасного деяния с патологическим состоянием психики лица, исключающим возможность сознательного и (или) волевого поведения. Обосновывается общее правило определения невменяемости при чередовании психического состояния лица в сторону улучшения или ухудшения при совершении общественно опасного деяния: если в течение большего периода времени его совершения лицо находится в состоянии, исключающем сознательно-волевое отношение к своему поведению, которое обусловлено патологическим состоянием психики, то оно должно быть признано по отношению к совершенному общественно опасному деянию невменяемым. Рассматриваются особенности применения этого правила к продолжаемым и длящимся общественно опасным деяниям. Предлагаются определения понятий продолжаемого и длящегося общественно опасного деяния невменяемого лица. На основе сопоставления временных границ психологического и медицинского критериев невменяемости по отношению к общественно опасному деянию формулируются правила уголовно-правовой оценки поведения лица, совершившего это деяние, и рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики.

30.09.2019

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

 

В статье рассматриваются проблемы и спорные вопросы деятельности в системе подготовки кадров в образовательных организациях МВД России. Подвергается анализу ведомственное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Авторы поддерживают
мнение о том, что целью адъюнктской (аспирантской) подготовки должна быть защита кандидатской диссертации. Отстаивается целесообразность сохранения докторантуры как наиболее важного ресурса для подготовки докторов юридических наук. Исследуются критерии оценки результативности научной деятельности членов диссертационных советов. Выводы и предложения,сформулированные в статье, могут быть использованы при совершенствовании ведомственной нормативно-правовой регламентации подготовки адъюнктов, аспирантов и докторантов, повышении эффективности организации учебного и научного процесса в адъюнктуре и докторантуре, подготовке более качественных диссертационных исследований, при решении вопросов соответствия результативности научной деятельности членов диссертационных советов целевым индикаторам, содержащимся в Плане мероприятий (дорожной карте) по оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой

09.04.2019

Информационное воздействие уголовного наказания и его использование в предупредительной деятельности полиции

Автором статьи исследуется вопрос об использовании информационного воздействия уголовного наказания в предупредительной деятельности полиции как одного из субъектов профилактики преступлений. Информационный аспект воздействия уголовного наказания предлагается рассматривать с точки зрения возможности использования субъектами профилактического воздействия практически значимой информации, содержащейся в материалах правоприменительной практики. Обращено внимание на важность анализа характерных причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений для повышения эффективности предупредительной деятельности полиции. Отмечается значимость профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов и использования ими в деятельности
информации о причинах и условиях преступлений. Подчеркивается, что работа по систематизации уголовно-правовой информации, а также информации, полученной в области административно-правовых отношений, может использоваться для реализации предупредительной функции правоохранительных органов, в том числе полиции, при проведении мониторинга в сфере профилактики правонарушений в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ
«Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также для обеспечения эффективности общей профилактики правонарушений.

07.04.2019

Проблема формирования концепции уголовной ответственности юридических лиц в России

В статье рассматриваются два концептуальных подхода к формированию правовой конструкции уголовной ответственности юридических лиц. Согласно одному подходу, исторически первоначально сложившемуся в российской уголовно-правовой науке, юридическое лицо определяется как полноценный субъект преступления с соответствующими правовыми последствиями. Такая модель должна соответствовать всем законодательным принципам и органично вписываться в существующую систему права. Неотъемлемыми элементами этой модели являются вина юридического лица и система наказаний. Другой подход позволяет воздействовать на причастных к преступлению юридических лиц через меры уголовно-правового характера. Сторонником данной модели является Следственный комитет Российской Федерации, предложивший для общественного и научного обсуждения соответствующий проект закона. В такой модели основанием применения мер уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц является их причастность к совершению преступления. Автор использует сравнительно-правовой метод и сопоставляет административную ответственность юридических лиц с предлагаемым институтом уголовной ответственности. Законодатель достаточно успешно решил проблему привлечения организаций к административной ответственности, соблюдая принципы вины, презумпции невиновности и другие. Исходя из этого сделан вывод, что юридическое лицо должно быть признано субъектом преступления наравне с физическими лицами.

08.03.2019

Особенности природы нераскрытой преступности

Авторами статьи исследуется природа нераскрытой преступности как негативного социального криминологического явления. В рамках сравнительного анализа дана частичная характеристика нераскрытых преступлений в различные годы, обобщены их закономерности.

Отмечено, что деятельность правоохранительных органов в вопросе борьбы с преступностью направлена на два основных массива – зарегистрированные преступления и нераскрытые преступления. При этом наблюдается криминологический парадокс современного общества, показывающий, что нераскрытая преступность не воспринимается им как серьезная угроза безопасности своего существования. В результате в обществе сформировался феномен своеобразной гражданской позиции, а точнее, ее отсутствие – аномия. Как следствие такого явления, неотъемлемым атрибутом современного общества как совокупности индивидов с размытыми институциональными ориентирами выступает безнормность. С криминологической точки зрения природа нераскрытой преступности многогранна, совокупность ее свойств находится в двух областях – социальной и биологической. Резюмируется, что природа нераскрытой преступности обладает своей спецификой. Нераскрытая часть преступности паразитирует в первую очередь на безразличии социума к проблеме ее существования, и в связи с этим правильно вести речь осоциобиологической природе данного феномена.

10.01.2019