Download

Автор

Возженикова О.С., Петрова А.С.

Название статьи

Психологические проблемы развития управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел

Рубрика

Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

Номер, год

1 (27) 2014

Реферат

Обосновывается актуальность проблемы изучения управленческой деятельности руководителя в науке и практике управления. Аргументируется, что политические, экономические и социально-психологические особенности современного общества предъявляют к руководителям новые требования по выбору оптимальных стилей руководства во всей социальной сфере, в том числе в системе МВД России. Управленческая компетентность предполагает наличие у руководителя специальных черт характера, личностных качеств, знаний и умений в области теории и практики управления при наличии официального круга полномочий. Рассматривается собирательная характеристика личности руководителя органов внутренних дел, с выделением групп профессионально важных качеств: нравственно-ценностная ориентация личности руководителя и ее мотивация; познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества. Выявлено, что в практике служебной деятельности руководителей органов внутренних дел различных уровней необходимы специальные навыки, обусловленные: действиями в экстремальных условиях; решением конфликтов между подчиненными; деловым взаимодействием по решению хозяйственно-экономических вопросов и вопросов взаимодействия с другими ведомствами и организациями; действиями в других ситуациях оперативно-служебной деятельности. На основе теоретических и эмпирических исследований предложены составляющие управленческой компетентности руководителя: 1) личностная, включающая профессиональную направленность личности, харизматичность, интеллектуальную лабильность, коммуникабельность, эмоционально-волевую устойчивость и др.; 2) теоретико-методологическая, базирующаяся на знании нормативно-правовой базы, стратегиях и тактиках переговорного процесса, знании психологии человека и особенностей поведения в стрессовых ситуациях; 3) практическая, проявляющаяся в использовании своей компетенции (официального круга полномочий); различных стилей и методов управления. Конечным результатом управления в системе органов внутренних дел является выработка управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели, и эта цель должна быть успешно достигнута при использовании оптимальных принципов и методов управления ресурсами организации.

Ключевые слова

личность, руководитель, профессиональная деятельность, коллектив, управление, личностные качества.

Библиографический список

1. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Университет, 2006. 260 с.

2. Возженикова О.С. Психологическое совершенствование переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 24 с.

3. Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. М., 1989. 219 с.

4. Морозов В.А. Социально-педагогические условия формирования эффективной профессиональной деятельности руководителей ОВД: монография. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2012. 86 с.

5. Петров В.Е. Практикум по психологическому тренингу: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 201 с.

6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 591 с.

 

Author

Vozzhenikova О.S., Petrova A.S.

Title of article

Psychological problems of developing management competence of law enforcement agencies’ heads

Section

Personnel, moral and psychological support of law enforcement agencies activities

Issue, year

1 (27) 2014

Abstract

The problem of studying leader’s management activity in science and practice of managing is regarded as topical. The political, economic and socio-psychological characteristics of modern society are proved to make new demands on the choice of optimal leadership styles in entire social sphere, including law enforcement activity. Management competence means that a leader having official terms of reference must possess special character traits, personal qualities, skills and knowledge in science and practice of managing. The generalized characteristic of law enforcement head’s personality is considered. Some groups of essential qualities are distinguished: personality’s moral and value orientation and motivation; cognitive and prognostic, emotional and volitional qualities; communication and managerial skills. Law enforcement heads of different levels must demonstrate special skills when acting in extreme conditions, solving conflicts between employees, cooperating with other departments and agencies to decide economic issues, acting in other official situations. According to theoretical and empirical researches some components of law enforcement head’s management competence are proposed: 1) personality component, which comprises professional orientation, charisma, intellectual lability, sociability, emotional and volitional stability, etc.; 2) theoretical and methodological component implying knowledge of regulatory and legal basis, negotiation strategies and tactics, psychology and stress behavior; 3) practical component implying the use of competence, different leadership styles and models. The final result of law enforcement agencies’ management is working out of managerial decisions aimed at goal achievement. This goal must be attained by using optimal management principles and methods.

Keywords

personality, head, professional activity, collective, management, personal qualities.

References

1. Osnovy upravleniya v organakh vnutrennikh del [Management Fundamentals in the internal affairs bodies]. St. Petersburg University Publ., 2006. 260 p.

2. Vozzhenikova O.S. Psikhologicheskoe sovershenstvovanie peregovornoy kompetentnosti rukovoditeley organov vnutrennikh del. Avtoref. Cand. Diss. [Psychological improvement negotiating competence of heads of internal affairs bodies: Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 24 p.

3. Nergesh Ya. Pole bitvy – stol peregovorov [Battlefield – the negotiating table]. Moscow, 1989. 219 p.

4. Morozov V.A. Sotsial’no-pedagogicheskie usloviya formirovaniya effektivnoy professional’noy deyatel’nosti rukovoditeley OVD [Socio-pedagogical conditions of formation of effective professional activity heads of the Interior]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2012. 86 p.

5. Petrov V.E. Praktikum po psikhologicheskomu treningu [Workshop on psychological training]. Domodedovo, VIPK of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2013. 201 p.

6. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya [Conflictology]. Moscow, Unity-Dana Publ., 2002. 591 p.