Download

Автор

Анисин А.Л.

Название статьи

Криминологическая значимость религиозного фактора

Название рубрики

Криминологическая наука

Номер, год

2 (28) 2014

Реферат

Значимость религиозного фактора в жизни общества в последние десятилетия явно возрастает, и его влияние бывает как благотворным, так и социально деструктивным. Порой религиозная фразеология служит только прикрытием, но это не отменяет того факта, что в ряде случаев речь идет именно о глубокой искренней вере, хотя и извращенного характера. Глубокая религиозная вера способна возвести человека на вершины нравственного совершенства, но она же способна также низвергнуть его в бездны фанатизма, ксенофобии и ненависти. В том случае, если содержанием веры становится возвышение собственной жизни и окружающего мира к Богу, это имеет следствием одухотворение человека и окружающего мира, благотворно воздействует на индивидуальную психологию и общественную атмосферу. Однако возможна противополож­ная логика и динамика религиозной веры, когда человек, дошедший до крайней степени уверен­ности в абсолютной значимости собственных религиозных представлений, начинает диктовать окружающим правила жизни. При этом отрицается всякая свобода и всякая значимость соци­альных норм. Государство обязано, уважая неприкосновенность личных убеждений, адекватно пресекать те действия, которые несут общественную опасность. Для этого необходимо превен­тивным образом выявлять очаги «идеологической напряженности» до того, как они выльются в преступления. Требуется выверенная политика по отношению к религиозным организациям, учитывающая как криминологическую, так и социальную значимость религиозного фактора. При строгом соблюдении прав религиозных меньшинств необходимы режим благоприятствования традиционным религиям, а также обеспечение идейного противодействия различным формам религиозной нетерпимости и экстремизма.

Ключевые слова

детерминация преступности, профилактика преступности, религиозная мотивация, религиозный экстремизм, духовные основы общества.

Библиографический список

1. Юзиханова Э.Г. Тенденции и закономерности преступности в субъектах Российской Федерации: ав­тореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. 41 с.

2. Василенко М.М. Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитар­ных сект // SuperInf.ru: рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. URL:// www.superinf.ru/view=_helpstud. php?id=857 (дата обращения: 7 окт. 2013 г.).

3. Махарамов Р.А. Предупреждение преступности в России и в Узбекистане: учеб. пособие. М.: Былина, 2003. 224 с.

4. Василенко М.М. Культура, религия, преступность: грани взаимодействия // SuperInf.ru: рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. URL: http:// www.superinf.ru/view/helpstud.php?id=852 (дата об­ращения: 7 окт. 2013 г.).

5. Бюйюкчелеби И. Под сенью Ислама. СПб.: Диля, 2006. 512 с.

6. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. 237 с.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в 4 т. Т. 2. И-О. М.: Астрель; Аст, 2002. 1280 с.

8. Бхагавад-Гита как она есть. URL: http:// www.bhagavatgita.ru (дата обращения: 7 окт. 2013 г.).

9. Анисин А.Л. Принцип соборного единства в истории философской мысли: автореф. дис. … д-ра фи­лос. наук. Екатеринбург, 2011. 46 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Author

Anisin A.L.

Title of article

Criminological significance of religious factor

Section

Criminology

Issue, year

2 (28) 2014

Abstract

In last decades the importance of religious factor in society is obviously increasing, and its influence can be beneficial as well as socially destructive. Sometimes religious phraseology serves only as a cover, but it doesn’t negate the fact that we speak about true and sincere faith, though its form is perverted. Deep religious faith can lead a human to the top of moral perfection, but it also can overthrow him into abyss of bigotry, xenophobia and hatred. If the matter of faith is rising one’s life and outward things to God, it causes spiritualization of human and world around him, and it has a beneficial effect on individual psychics and society’s atmosphere. Nevertheless, the contrary logic and dynamics of religious faith are possible: when a man at an extreme degree of confidence in absolute significance of his religious views starts to dictate the life rules to others. In his way, he denies any concept of freedom and any social norms. The state must adequately suppress the actions which are socially dangerous, respecting the inviolability of personal beliefs. It is necessary to detect the ideological tensions in a preventive way, before they turn into crimes. The targeted policies, which would take into account the criminological and social significance of religious factor, are needed towards to religious organizations. It is necessary to provide the favorable treatment to the traditional religions, strictly  observing the rights of religious minorities; as well as the ideological counteraction to the different forms of religious intolerance and extremism.

Keywords

determination of crimes, crime prevention, religious motivation, religious extremism, society’s spiritual foundations.

References

1. Yuzikhanova E.G. Tendentsii i zakonomernosti prestupnosti v sub”ektakh Rossiyskoy Federatsii. Avtoref. Doct. Diss. [Trends and patterns of crime in the Russian Federation. Autoabstract Doct. Diss.]. Moscow, 2006. 41 p.

2. Vasilenko M.M. Prichiny i usloviya prestupleniy, sovershaemykh chlenami religioznykh totalitarnykh sekt [Causes and conditions of crimes committed by members of a religious totalitarian sects]. Available at: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=857 (Accessed 7 October 2013).

3. Makharamov R.A. Preduprezhdenie prestupnosti v Rossii i v Uzbekistane [Crime prevention in Russia and Uzbekistan]. Moscow, Bylina Publ., 2003. 224 p.

4. Vasilenko M.M. Kul’tura, religiya, prestupnost’: grani vzaimodeystviya [Culture, religion, crime Dimensions of Cooperation]. Available at: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=852 (Accessed 7 October 2013).

5. Byuyyukchelebi I. Pod sen’yu Islama [Under the shadow of Islam]. St. Petersburg, Dilya Publ., 2006. 512 p.

6. Kudryavtsev V.N. Prestupnost’ i nravy perekhodnogo obshchestva [Crime and mores of a transitional society] Moscow, Gardariki Publ., 2002. 237 p.

7. Dal’ V.I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka: sovremennoe napisanie. V 4 t. T. 2. I-O [Explanatory Dictionary of Russian language: modern spelling. In 4 volumes. Vol. 2. I-O]. Moscow, Astrel’; Ast Publ., 2002. 1280 p.

8. Bkhagavad-Gita kak ona est’ [Bhagavad-Gita As It Is]. Available at: http://www.bhagavatgita.ru (Accessed 7 October 2013).

9. Anisin A.L. Printsip sobornogo edinstva v istorii filosofskoy mysli. Avtoref. Doct. Diss. [Conciliar principle of unity in the history of philosophical thought. Autoabstract Doct. Diss.]. Ekaterinburg, 2011. 46 p.