Download

Автор

Русинов Р.К.

Название статьи

Реализация компетентностной парадигмы профессионального образования сотрудников правоохранительных органов

Название рубрики

Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

Номер, год

2 (28) 2014

Реферат

Рассматриваются основные требования к реализации компетентностной парадигмы профессионального образования сотрудников правоохранительных органов. Показана низкая эффективность ранее сформировавшихся (трансляционная, авторитарно-знаниевая) образовательных парадигм в условиях постоянно изменяющейся действительности. Проводится разграничение терминов «компетенция» и «компетентность», в том числе применительно к сотрудникам правоохранительных органов, подчеркивается необходимость формирования личных качеств обучаемого (публично-ориентированный тип профессионального мышления), иллюстрируется проблема выбора и сортировки образовательной информации в условиях информационной избыточности, задачи преподавателей в этой сфере. Обосновано новое значение юридической герменевтики, позволяющей ориентироваться в массиве правовой информации, аргументируется необходимость постоянной рефлексии для эффективной организации образовательного процесса. Представляется особая группа задач образовательных организаций повышения квалификации – корректировка дефектов вузовской подготовки специалистов, что возможно только путем использования современных и эффективных обучающих методик. Критикуется и доказывается неэффективность реализации программ непрерывного образования, построенных путем набора большого числа учебных дисциплин в форме «предметов-наук», «предметов-отраслей деятельности», «предметов-проблем». Отмечается дисбаланс между фундаментальной и специализированной подготовкой сотрудников правоохранительных органов. Предлагается изучение способов перехода от предметного обучения к деятельностному, когда каждого отдельного преподавателя будет волновать судьба той информации, которую он передал обучающимся, в процессе всей их учебы, а потом и в профессиональной деятельности. Программы развития непрерывного образования должны реализовываться не путем принятия государственных решений, а на уровне образовательной организации, где каждый член педагогического коллектива вносит свой вклад в формирование профессиональной компетентности выпускника, важнейшим условием которой выступает профессиональная компетентность самого преподавателя.

Ключевые слова

непрерывное образование, компетентностная парадигма, педагогическая рефлексия, коммуникация, правовая герменевтика, профессиональная компетентность.

Библиографический список

1. Андреев А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. 2005. N 2. С. 3-11.

2. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009. 228 с.

3. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003. 188 с.

4. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. 2007. N 3. С. 58-64.

5. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции М., 2001. 355 с.

6. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 38 с.

8. Лушников П.В., Посконина О.В. Герменевтика и юриспруденция: от истории к современности // Актуальные проблемы теории и истории права и государства: сб. ст., посвященный памяти профессора В.В. Посконина. Ижевск: Удмуртский университет, 2008. С. 100-120.

9. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 2005. 303 с.

10. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2. М., 1995.

11. Малинова И.П. Юридическая герменевтика и правопонимание. Екатеринбург, 1999. 100 с.

12. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. 160 с.

13. Рикер П. Существование и герменевтика // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 307-329.

14. Иеринг Р. Юридическая техника / пер. с нем. Ф.С. Шендорфа. СПб., 1905. 105 с.

15. Ядыкина Н.В. О двух логиках организации образовательного процесса // Российский юридический журнал. 2002. N 3. С. 149-153.

16. Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 164-173.

 

Author

Rusinov R.K.

Title of article

Realization of competence paradigm of law enforcement officers’ vocational education

Section

Personnel, moral and psychological support of law enforcement agencies activities

Issue, year

2 (28) 2014

Abstract

The main requirements for realizing competence paradigm of law enforcement officers’ vocational education are considered. Low effectiveness of previously generated educational paradigms (translational, authoritarian) under the conditions of ever changing reality is shown. The terms “competence” and “expert knowledge” are distinguished with regard to law enforcement officers. The author proves the necessity to form trainees’ personal qualities (public-oriented type of professional thinking). The problem of selecting and sorting educational information under the conditions of information redundancy and lecturers’ tasks in this field are described. The importance of legal hermeneutics, allowing to be competent in the bulk of legal information, and necessity of constant pedagogical reflection for organizing effective educational process are proved. Special group of educational organizations of advanced training’ tasks is provided – the correction of university training defects which is possible only by using modern and effective teaching methods. Ineffectiveness of realizing continuing education programs comprising a large number of disciplines in the form of “science-subjects”, “activity branch-subjects”, “problem-subjects” is criticized and proved. Disbalance between fundamental and specialized law enforcement officers’ training is noted. The ways of transferring from subject-based to activity-based training, when each teacher feels responsible for the information he/she has given to trainees during their entire study and which will be used in professional activities, are examined. The programs of developing continuing education should be implemented not at the state level, but within educational organization, where every member of teaching staff contributes to forming graduates’ professional competence, which is conditional to professional competence of the instructors.

Keywords

continuing education, competence paradigm, pedagogical reflection, communication, legal hermeneutics, professional competence.

References

1. Andreev A. Znaniya ili kompetentsii [Knowledge or competence]. Vysshee obrazovanie v Rossii –  Higher Education in Russia, 2005, no. 2, pp. 3-11.

2. Efremova N.F. Podkhody k otsenivaniyu kompetentsiy v obrazovanii [Approaches to the evaluation of competencies in education]. Rostov-on-Don, 2009. 228 p.

3. Nesterov V.V., Belkin A.S. Pedagogicheskaya kompetentnost’ [Pedagogical competence]. Ekaterinburg, 2003. 188 p.

4. Kharitonova E.V. Ob opredelenii ponyatiy “kompetentnost’” i “kompetentsiya” [On the definition of the concepts of “competence” and “competence”]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya – Successes of modern science, 2007, no. 3, pp. 58-64.

5. Tikhomirov Yu.A. Teoriya kompetentsii [Theory competence]. Moscow, 2001. 355 p.

6. D’yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 2000. 382 p.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key competence as effectively-targeted competency-based approach to education]. Moscow, 2004. 38 p.

8. Lushnikov P.V., Poskonina O.V. Germenevtika i yurisprudentsiya: ot istorii k sovremennosti [Hermeneutics and Jurisprudence: from history to modernity]. Aktual’nye problemy teorii i istorii prava i gosudarstva [Actual problems of the theory and history of law and the state]. Izhevsk, Udmurtia State University, 2008. Pp. 100-120.

9. Kuznetsov V.G. Germenevtika i gumanitarnoe poznanie [Hermeneutics and human cognition]. Moscow, 2005. 303 p.

10. Shershenevich G.F. Obshchaya teoriya prava. V 2 t. T. 2. [General Theory of Law. In 2 vols. Volume 2]. Moscow, 1995.

11. Malinova I.P. Yuridicheskaya germenevtika i pravoponimanie [Legal hermeneutics and legal thinking]. Ekaterinburg, 1999. 100 p.

12. Riker P. Germenevtika, etika, politika [Hermeneutics, ethics, politics]. Moscow, 1995. 160 p.

13. Riker P. Sushchestvovanie i germenevtika [Existence and hermeneutics]. Fenomen cheloveka: Antologiya [The Phenomenon of Man: An Anthology]. Moscow, 1993. Pp. 307-329.

14. Iering R. Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique]. St. Petersburg, 1905. 105 p.

15. Yadykina N.V. O dvukh logikakh organizatsii obrazovatel’nogo protsessa [Two logics of educational process]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal – Russian legal journal, 2002, no. 3, pp. 149-153.

16. Levitan K.M. Didakticheskie problemy sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya [Didactic problems of modern legal education]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal – Russian legal journal. 2013, no. 6, pp. 164-173.