Автор |
Спирин А.В. |
Название статьи |
Какими должны быть полномочия прокурора по истребованию уголовных дел и материалов проверок? |
Название рубрики |
Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых исследователей |
Номер, год |
1 (31) 2015 |
Реферат |
Реализация полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия рассматривается как конституционная гарантия охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Полномочия прокурора должны быть достаточными и в то же время не умаляющими процессуальную самостоятельность следователя. Дается оценка двум группам полномочий прокурора (ст. 37 УПК РФ) на предмет соответствия названным требованиям: полномочиям по выявлению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также способствующих им причин и условий; полномочиям по устранению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, и способствующих им причин и условий. Критикуется требование к субъекту, осуществляющему надзор, мотивировать (обосновывать) решение об истребовании материалов по причине абсурдности получения согласия поднадзорного на надзор. Изучение прокурорской практики дает автору основания говорить о формальной мотивировке таких запросов. Выводятся условия, которым должен соответствовать запрос прокурора: он должен быть обязательным для руководителя следственного органа, которому он адресован; может содержать требования о предоставлении материалов всех доследственных проверок и уголовных дел; не должен содержать мотивировки требования; должен устанавливать разумный срок исполнения, учитывающий срок ознакомления прокурора с материалами, что должно соответствовать назначению уголовного судопроизводства; предполагать возможность изучать «отказные» материалы, «приостановленные» и «прекращенные» уголовные дела в месте (помещении), определенном прокурором. Резюмируется, что возможность полноценно осуществлять надзор должна быть реальной, а не декларируемой, а оценка процессуальных действий и решений следователя возможна только при полном и своевременном изучении материалов уголовных дел и доследственных проверок. |
Ключевые слова |
прокурор, полномочия прокурора, следователь, запрос, уголовное дело, материалы проверки сообщения о преступлении. |
Библиографический список |
1. Кожевников О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография. Екатеринбург: Уральская гос. юрид. акад., 2007. 180 с. 2. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник для студентов юрид. вузов и фак. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2012. 432 с. 3. Божьев В.П. О властных субъектах уголовного процесса в досудебном производстве // Российский следователь. 2009. N 15. С. 29-31. 4. Колоколов Н.А. Баланс обвинительной власти // Уголовный процесс. 2009. N 3. С. 3-8. 5. Лазарева В.А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) // Уголовное судопроизводство. 2011. N 3. С. 2-5. 6. Буцковский Н.А. О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной. СПб.: Типогр. II отделения собственной Е. И. В. Канцелярии, 1867. 83 с. 7. Буглаева Е.А. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: автореф. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 24 с. 8. Ковтун Н.Н. К дискуссии об «утраченных» полномочиях прокурора. Есть ли предмет для дискуссий? // Российская юстиция. 2010. N 5. С. 29-34. |
Author |
Spirin A.V. |
Title of article |
What should the powers of prosecutor regarding discovery of criminal cases and inspection materials be? |
Section |
The problems of legal science and law enforcement practice: young researchers’ view |
Issue, year |
1 (31) 2015 |
Abstract |
Exercising the powers of prosecutor to supervise procedural activity of preliminary investigation bodies are considered as constitutional guarantee of protecting rights and liberties of man and citizen in the course of criminal proceedings. Prosecutor’s powers should be adequate and not derogating investigator’s procedural independency. Two groups of prosecutor’s powers (Article 37 of the RF Criminal Procedure Code) respecting their correspondence with above mentioned requirements are estimated, notably: 1) powers to detect law violations committed by preliminary investigation bodies as well as their reasons and favouring conditions; 2) powers to remove these law violations, their reasons and favouring conditions. The obligation of supervising officer to motivate the discovery of case materials is criticized due to its absurdity: supervised person obtains consent on supervision. Basing on study of prosecutors’ practice the author concludes that motivation of such inquiries is formal. Some requirements for prosecutor’s inquiry are provided: it should be obligatory for head of a preliminary investigation body to whom it is addressed; it can seek discovery of the materials of all the inspections and criminal cases; it should not contain inquiry’s motivation; it should establish reasonable time of execution conformable to reasonable time for prosecutor’s insight; it implies learning the materials of dismissed, suspended, terminated criminal cases in a room assigned by the prosecutor. It’s summarized that possibility to execute full supervision should be real, not declared. Assessment of investigator’s procedural activities and decisions is possible only by full and timely learning of the materials of criminal cases and pretrial inspections. |
Keywords |
prosecutor, powers of prosecutor, investigator, inquiry, criminal case, inspection materials, crime report. |
References |
1. Kozhevnikov O.A. Uchastie prokurora v dosudebnykh stadiyakh ugolovnogo sudoproizvodstva [Prosecutor participation in pretrial stages of criminal proceedings]. Ekaterinburg, Ural State Law Academy, 2007. 180 p. 2. Yastrebov V.B. Prokurorskiy nadzor [Prosecutor’s supervision]. Moscow, Zertsalo-M, 2012. 432 p. 3. Bozh’ev V.P. O vlastnykh sub’ektakh ugolovnogo protsessa v dosudebnom proizvodstve [On power holding entities in pretrial stages of criminal proceedings]. Rossiyskiy sledovatel’ – Russian investigator, 2009, no. 15. pp. 29-31. 4. Kolokolov N.A. Balans obvinitel’noy vlasti [Balance of prosecutorial authorities]. Ugolovnyy protsess – Criminal process, 2009, no. 3, pp. 3-8. 5. Lazareva V.A. Dolgozhdannye izmeneniya v statuse prokurora (Zakon ot 28 dekabrya 2010 g. N 404-FZ) [Long expected changes of prosecutor’s status (Law of the 28 December 2010. N 404-FZ]. Ugolovnoe sudoproizvodstvo – Criminal proceedings, 2011, no. 3, pp. 2-5. 6. Butskovskiy N.A. O deyatel’nosti prokurorskogo nadzora vsledstvie otdeleniya obvinitel’noy vlasti ot sudebnoy [On activity of prosecutor’s supervision due to separation of prosecutive jurisdiction from judicial branch]. St. Petersburg, 1867. 83 p. 7. Buglaeva E.A. Uchastie prokurora v khode predvaritel’nogo sledstviya. Avtoref. Kand. Diss. [Prosecutor’s participation in the pretrial investigating process. Autoabstract Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2011. 24 p. 8. Kovtun N.N. K diskussii ob «utrachennykh» polnomochiyakh prokurora. Est’ li predmet dlya diskussiy? [On the discussion of the prosecutor’s «lost» powers. Is there a subject for debate?]. Rossiyskaya yustitsiya – Russian justice, 2010б no. 5, pp. 29-34. |